Дастан Сарыгулов внес вклад, что "Кумтор" работает не на интересы Кыргызстана
У истоков того, что "Кумтор" работает не на интересы Кыргызстана, стоял подошедший к 70-летнему рубежу политик-аксакал Дастан Сарыгулов, который в настоящее время находится под арестом ГКНБ. Причиной его задержания послужили новые обстоятельства, появившиеся в уголовном деле по планам насильственного захвата власти. Если говорить суть, то основной целью планируемого госпереворота было скрытие коррупционных нарушений по проекту "Кумтор" времен Аскара Акаева и Курманбека Бакиева, которые в настоящее время вынуждены скрываться за рубежом. Для реализации своих замыслов оба беглых президента решили использовать в качестве оружия матерого политика Дастана Сарыгулова. К тому же этот человек имел прямое отношение к появлению коррупционных элементов вокруг месторождения и к тому, что проект работал не в пользу Кыргызстана. Давайте, опираясь на факты, изложенные в книге видного общественные деятеля, маркума (ныне покойного) Касыма Исаева, подробнее ознакомимся с тем, как в 1992-1993 годы проект "Кумтор" попал в руки канадцев и какие цели преследовал при этом Дастан Сарыгулов.
После своей отставки бывший первый вице-премьер правительства СССР Владимир Щербаков создал Международный фонд содействия приватизации и иностранным инвестициям ("Интерприватизация"). Многие бывшие руководящие работники бывшего Госплана СССР (Минэкономики СССР) оказались в этом фонде (например, бывший первый зампред Госплана СССР Владимир Дурасов). Дождавшись, наконец, в конце декабря 1992 года указа президента Акаева об освобождении от должности торгово-экономического представителя Республики Кыргызстан в г. Москве, Касым Исаев пошел работать в "Интерприватизацию" директором регионального отделения по Средней Азии и Казахстану.
В 1980-х годах Владимир Дурасов был министром цветной металлургии СССР, первым зампредом Госплана СССР, членом Совета министров СССР и депутатом Верховного Совета СССР от Киргизской ССР. находясь как на своей должности в Госплане вплоть до распада СССР, так и на прежнем министерском посту, Владимир Дурасов последовательно старался помочь развитию нашей республики.
Даже после развала Советского Союза Дурасов принимал активное население для завершения строительства незавершенных фабрик и заводов на территории Кыргызстана. К сожалению, тогдашняя кыргызская власть во главе с Акаевым и его окружение, состоящая из лиц, подобных Сарыгулову, отказалась от искренней помощи Дурасова.
Что это была за помощь? Об этом Касым Исаев пишет следующее (чтобы сохранить полностью содержание статей передаем в русском оригинале):
"После встреч в кыргызском правительстве, министерстве промышленности, фонде госимущества 19 мая 1992 г. было подписано соглашение о сотрудничестве между правительством Кыргызстана (первый вице-премьер-министр Герман Кузнецов), фондом госимущества Кыргызстана (председатель Абдыжапар Тагаев) и Международным фондом содействия приватизации и иностранным инвестициям (вице-президент Владимир Дурасов) о приватизации государственной собственности, привлечении иностранных инвестиций и реализации проектов. Последним пунктом соглашения было записано, что оно является обязательным для сторон и их правопреемников. К соглашению, прилагалась подписанная теми же лицами программа совместных действий по реализации проектов (первоочередные направления):
– создание мощностей по добыче золота на месторождении Кумтор;
– создание СП по достройке и дальнейшей эксплуатации олово-вольфрамового месторождения Сары-Джаз;
– окончание строительства Таш-Кумырского завода полупроводниковых материалов с выпуском продукции проектной номенклатуры и высокой степенью готовности;
– акционирование Таш-Кумырского завода полупроводниковых материалов и Кыргызского горно-металлургического комбината;
– приватизация Бишкекского ПО "Станкостроительный завод" и Токмакского радиозавода с привлечением иностранных инвесторов;
– разработка фондом "Интерприватизаци" устава и других учредительных документов с целью образования холдинга "Кремний – электроника" с участием предприятий Кыргызстана и смежных предприятий радиоэлектроники стран СНГ;
– акционирование завода сельскохозяйственного машиностроения им. Фрунзе и др.".
Перед отъездом Дурасов встретился с Касымом Исаевым в Бишкеке и с сожалением констатировал, что у руководителей суверенного Кыргызстана нет заинтересованности. Создавалось впечатление, что сейчас они просто упиваются занимаемым положением и пассивно выслушивают планы на будущее,
Почему не был реализован меморандум, подписанный с фондом "Интерприватизация", компаниями "МК Гоулд", "ТРЕД"?
В июле того же года после поездки по районам Сибири и Дальнего Востока России с представителями канадско-российской компании "ТРЕД" и американской компании "Моррисон Кнудсен Гоулд" (МК Гоулд) Дурасов привез их в Кыргызстан для ознакомления с информационными материалами по золотым месторождениям республики. В результате кыргызское правительство (первый вице-премьер-министр Герман Кузнецов), П/О "Кыргыззолото" (директор Капар Кыдыров), "Интерприватизация"(вице-президент Владимир Дурасов), компания "ТРЕД" (вице-президент Р. Сибторп) и "МК Гоулд" (президент С. Чи) подписали меморандум, в котором говорится следующее:
"…1. Правительство РК, П/О "Кыргыззолото", Фонд и ТРЕД / МК Гоулд, в дальнейшем совместно именуемые "Стороны", выразили взаимный интерес в развитии ресурсов Кыргызстана, включая месторождения Джеруй и Кумтор, а также других проектов по развитию инфраструктуры, связанных с разработкой этих месторождений.
2. С целью выполнения пункта 1 ТРЕД / МК Гоулд направит группу экспертов в Кыргызстан для сбора информации по техническим, социальным, экологическим и инфраструктурным аспектам, касающимся двух месторождений, указанных в пункте 1. На основе этой информации будут подготовлены технико-экономические доклады (ТЭД)…
…4. Правительство и Кыргыззолото представят Фонду и ТРЕД / МК Гоулд всю документацию, необходимую для выполнения пунктов 1 и 2… ТРЕД / МК Гоулд подготовит ТЭДы и представит их на рассмотрение Правительства и Кыргыззолото: по месторождению Джеруй – к 15 октября 1992 г. и по месторождению Кумтор – к 15 февраля 1993 г.
…6. Правительство и Кыргыззолото воздержатся от принятия окончательного решения по вопросам, которые являются предметом настоящего Меморандума до тех пор, пока ТЭДы не будут подготовлены и рассмотрены Сторонами в сроки, определенные пунктом 4. Если какая-либо третья сторона представит Правительству свои предложения по разработке месторождений Джеруй и/или Кумтор, ТРЕД / МК Гоулд будет иметь право первого выбора.
7. Все расходы по подготовке ТЭДов будет нести ТРЕД / МК Гоулд.
8. При подготовке ТЭДов ТРЕД / МК Гоулд уделит должное внимание социальным программам в Кыргызстане…
…11. Все Стороны согласны выполнить настоящий Меморандум при полном сотрудничестве и доброй воле.
Подписано 30 июля 1992 г. в г. Бишкек, Республика Кыргызстан".
В декабре 1992 года Дурасов с Исаевым прилетели в Бишкек и в соответствии с вышеуказанным меморандумом привезли 10 экз. ТЭДа по разработке месторождения Кумтор. К тому времени руководитель аппарата президента Кыргызстана Эднан Карабаев был назначен еще и генеральным директором Гендирекции иностранных инвестиций и экономической помощи, ответственной за организацию рассмотрения инвестиционных проектов иностранцев. Он объявил, что месторождение Кумтор уже "отдано" канадской компании «Камеко», с которой правительством подписано генеральное соглашение. Мы задали вопрос: а как же обязательства правительства Кыргызстана согласно п. 6 меморандума? Господин Карабаев ответил, что он ничего не знает и не подписывал никакого меморандума.
Как раз в то время был создан госконцерн "Кыргызалтын", президентом которого был назначен "друг семьи президента Акаева" (как он сам представлялся иностранным инвесторам Дастан Сарыгулов. Исаев повел Дурасова к нему. Познакомившись, они объяснили приичну своего визита. Сарыгулов с недовольным тоном ответил, что он не участвует в решении вопроса Кумтора и ничем помочь не может. Дурасов сразу же улетел в г. Усть-Каменогорск (Казахстан), где фонд "Интерприватизация" вместе с американской компанией работал по проекту акционирования знаменитого Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината и привлечению инвестиций в него, и проект продолжал успешно работать.
В это время в Бишкеке проходила сессия "легендарного" Верховного Совета Кыргызстана, на котором правительство представило информацию о подписании Генерального соглашения с компанией "Камеко корпорейшн" о разработке золотого месторождения Кумтор. Там же против этого соглашения резко выступил президент ГК "Кыргызалтын" Дастан Сарыгулов, объявив "Камеко Корпорейшн" сомнительной компанией для разработки такого месторождения.
Однако через некоторое время Сарыгулов снова выступил перед депутатами и, извинившись, свое возражение снял. Он объяснил, что был не в курсе всех дел, так как только недавно возглавил "Кыргызалтын". Аллах знает, с чем на самом деле было связано его возражение и последующий отказ от него. Может быть, просто демонстрация обиды, что без него решили вопрос с Кумтором? Или он действительно знал, что "Камеко корпорейшн" – не самый лучший вариант для разработки Кумтора? В таком случае получается, что он причинил вред Кыргызстану, потому что знал и смолчал...
"Камеко корпорейшн" завладело Кумтором вне конкурса...
3 декабря 1993 года в газете "Слово Кыргызстана" публикуется доклад рабочей группы (в составе которой был Д. Сарыгулов), в которой говорится, почему право разработки золотого месторождения Кумтор была выдана компании "Камеко". В частности там написано: "…после длительного изучения и сопоставления предложений иностранных фирм предпочтение в освоении месторождения Кумтор было отдано канадской корпорации "Камеко"…".
Это открытая ложь, потому что несмотря на обязательства кыргызского правительства в соответствии с пунктами 4 и 6 Меморандума, технико-экономический доклад по освоению месторождения Кумтор, разработанный "МК Гоулд" и привезенный в декабре 1992 г. (на 3 месяца раньше согласованного в Меморандуме срока), остался нерассмотренным кыргызской стороной. Выше написано, что ответили по данным поводу тогдашний глава аппарата президента КР Э. Карабаев и глава "Кыргызалтына" Д. Сарыгулов.
Поэтому все заявления о том, что он "Камеко" был отобран после рассмотрения предложений многих зарубежных фирм, - наглая ложь.
Третье обличие Д. Сарыгулова
12 мая 1993 г. во время прощального завтрака Сарыгулов снова завел разговор о возможности передачи в пользу МК Гоулд разработки месторождения Кумтор. Примечательно, что это произошло уже после его повторного публичного выступления перед депутатами на сессии Жогорку Кенеша в поддержку "Камеко". Более того, Сарыгулов поднял эту тему , когла, судя по всему, уже была начата работа по разработке ТЭО кумторского проекта конечно, это очень заинтересовало американцев, поэтому интерес к неожиданным маневром Сарыгулова был очень большим. По данному поводу К. Исаев пишет:
"Американцы, конечно же, очень были заинтересованы в Кумторе. Они сообщили, что в целях ускорения освоения месторождения, расположенного в труднодоступном горном районе, они уже провели переговоры с американскими компаниями "Ньюмонт" и "Амакс" для создания консорциума по освоению Кумтора. В ответ Сарыгулов попросил, чтобы за подписью руководителей трех компаний прислали письмо по Кумтору на имя президента Акаева, который поручит ему решить вопрос, а уж он единоличным решением «отдаст» им Кумтор. Слушая все это, я не мог отделаться от впечатления, что эти предложения Сарыгулова носят двуличный характер".
Несмотря на свои обещания Сарыгулов не собирался их выполнять. Интересно, по какой причине он собирался передавать американцам уже отданный канадскому "Камеко" Кумтор?
Атака на Джеруй, или "Положите что-нибудь и в мой карман"...
После того, как был передан "Камеко", Дурасов начинает предпринимать усилия по получению передача права разработки месторождения Джеруй американской компанией "МК Гоулд". 10 июня 1993 г. Сарыгулов позвонил в Москву Дурасову и сообщил, что для продолжения переговоров и подписания окончательного соглашения по разработке месторождения Джеруй к 15 июня 1993 г. в Бишкек собираются прибыть представители компании МК Гоулд во главе ее вице-президентом Снеддоном. Сарыгулов попросил также быть в Бишкеке к этой дате.
Вечером 15 июня Дурасов и Исаев прилетели в Бишкек и устроились в гостинице "Иссык-Куль". Встретившись с американцами, они не обнаружили среди них Снеддона. Им объяснили, что он и Сарыгулов находятся на встрече с президентом Акаевым в его госрезиденции. На следующее утро за завтраком они заметили, что американцы были в приподнятом настроении. По дороге в офис "Кыргызалтына" они с гордостью сообщили, что президент Акаев объявил им свое окончательное решение отдать Джеруйское месторождение в разработку "МК Гоулд". И еще шепнули, что после обеда навестят "хозяйку" – Майрам Акаеву и передадут ей 10 тысяч долларов.
Напомним, до этого Дурасов потребовал от американцев привезти точные расчеты по проекту разработки золоторудного месторождения Джеруй. Снеддон ответил, мол, зачем они нужны, если президент Акаев уже принял решение по Джерую. Дурасов и Исаевему объяснили, что в любом случае к соглашению по созданию СП нужны справедливые расчеты, исходя из договоренностей о распределении доходов и прибыли, оплате налогов и т. д. Тогда Снеддон стал предъявлять претензии: "Сарыгулов уже не просит никаких расчетов, а вы их требуете – значит ли это, что вы "на их стороне"...
Было принято решение о совместной поездке Сарыгулова, Снеддона и Дурасова в Талас в целях ознакомления с рудником Джеруй на месте. Дурасов вернулся уже через день, в субботу, и улетает в Москву. Оказывается, когда они поехали в Талас Дастан Сарыгулов открыто сказал ему: "Скажи американцу, что меня нужно отдельно отблагодарить". Не ожидавший такого условия Дурасов заявил, что он не будет выставлять американцам такого требования.
Канадские инвесторы подтвердили, что золотой рудник "доила" акаевская семейка
Экс-президент компаний "Камеко", "Кумтөр Оперейтинг", "Кумтөр Голд компании", Centerra Gold Inc Леонардо Хоменюк 6 июня этого года направил письмо генпрокурору КР Индире Жолдубаеврй, в которой раскрыл коррупционные дела проекта "Кумтор". В частности, он рассказал о коррупционных фактах тогдашнего главы ОАО "Кыргызалтын" Дастана Сарыгулова, курировавшего проект "Кумтор" в 1992-1999 годы. а протяжении всей моей работы в "Кумтор Оперейтинг Компани" (КОК) и корпорации "Камеко Голд", периодически, несколько раз в год, мы получали запросы от руководства Государственного концерна "Кыргызалтын" (Дастана Сарыгулова и Камчыбека
Кудайбергенова) и других государственных органов, включая администрацию президента и структур под руководством членов семьи президента и других приближенных лиц, на всяческие финансовые взносы для различных целей, включая политические выборы, дополнительные (незапланированные) выплаты в Министерство финансов, поддержку различных областных и государственных фондов и т.д. Такие требования были иногда весьма значительными, более чем $200 тыс. за предоставленный месяц.
Дастан Сарыгулов и Камчыбек Кудайбергенов всегда объясняли такие запросы тем, что они находились под давлением администрации президента. В соответствии с политикой корпорации "Камеко", такого рода требования рассматривались высшим руководством корпорации и позже советом директоров Centerra Gold Inc. при консультациях с корпоративным юрисконсультантом. Кроме того, значительные платежи были одобрены "Камеко" и КОК для перечисления в международный благотворительный фонд "Мээрим", находящийся под патронажем Майрам Акаевой, жены экс-президента Акаева. Между тем, в то время вопрос коррупционных схем в стране был очень серьезным, о чем свидетельствовали отчеты различных международных организаций, включая Всемирный банк. Довольно частыми были слухи о том, что Государственный концерн "Кыргызалтын" являлся одной из таких структур", - пишет Хоменюк.
Эти слова Леонардо Хоменюка подтверждают написанное Касымом Исаевым. О многом будет сказано в будущем...
Все вышеприведенное говорит о том, каким на самом деле человеком является Дастан Сарыгулов и кем он является для кыргызского народа. Он внес большой вклад в зарождение длительного нескончаемого скандалом по Кумтору. Если все детально проанализировать, расследовать, раскопать, то будут вскрыты все коррупционные "связи", существовавшие между канадскими инвесторами и тогдашней кыргызской властью в проекте "Кумтор".
Comments