Вот уже более двух лет, придя к власти, президент Бакиев не устает публично заявлять о решимости провести конституционную реформу. Однако такие заявления зачастую противоречат друг другу, дезориентируя участников конституционного процесса и затягивая его. Это затягивание не может не вызывать протесты в стране со стороны политических, общественных сил и обычных граждан, которые имеют все основания полагать, что президент не желает конституционной реформы и имеет целью дальнейшее укрепление собственной авторитарной власти.
Замысел конституционной реформы прежде всего заключался в замене авторитарной акаевской Конституции на более демократичный Основной закон. Именно такое требование являлось логичным продолжением так называемой «мартовской революции» 2005 года, и на обещании его выполнения пришел к власти президент Бакиев, который заявлял о возможности конституционных изменений чуть ли не в трехмесячный срок.
В течение прошедших два с лишним года президентом Бакиевым, от кого прежде всего зависит ход конституционной реформы, многократно давались обещания на эту тему. Если собрать все публичные заявления президента только по этой реформе, любой мало-мальски наблюдательный человек сделал бы вывод, что автор заявлений склонен постоянно менять мнение и не выполнять свои устные и письменные обещания. Это важное наблюдение, характеризующее отношение человека к необходимости уважать не только тех, кому даются обещания, но и свои собственные слова, что является, по меньшей мере, вопиющим проявлением безнравственности, особенно для президента страны.
Впоследствии в обществе укрепилось подозрение, что на деле далеко не все «реформаторы» заинтересованы в конституционной реформе – и в том числе президент Бакиев с некоторыми угодливыми приспешниками, заполучившими высокие должности и привилегии, а также региональные «патриоты» из числа народных депутатов. Лучше бы президент, извините за некоторую вольность в выражениях, «не вешал бы лапшу на уши людей», ведь никто его за язык не тянул, а сразу бы сказал, что не намерен менять акаевскую Конституцию, а хочет еще более авторитарную. Так было бы честнее с его стороны перед людьми. Но внятного ответа от президента нет – в «лучших» традициях изворотливых политиков.
Не далее как в начале июня с.г. президент Бакиев на заседании ЖК бодро заявил о конституционной реформе: «…У нас есть все возможности учесть в Конституции мнения всех политических сил, оппозиции. Уверен, что мы придем к согласию…» (Обратите внимание: «учесть в Конституции», а не в законопроекте об изменениях и дополнениях к действующей декабрьской (2006г.) редакции Конституции, который был уже внесен ЖК на заключение Конституционного суда (КС).
В связи с этим заявлением мне приходилось на страницах газет «Лица» и «Де-Факто» высказывать мнение, что в таком случае все надо начинать заново, если мы хотим сохранить в стране стабильность и единство. Ведь в работе комиссии по подготовке изменений и дополнений к действующей Конституции, возглавляемой премьер-министром Атамбаевым, многие политические силы (в том числе оппозиционные) участия не принимали. И они согласны явно не со всеми подготовленными указанной комиссией и представленными в ЖК изменениями и дополнениями к действующей декабрьской редакции Конституции КР, принятой ЖК с нарушениями правовых норм.
Однако президент демонстрирует в своих заявлениях необъяснимый оптимизм. В интервью агентству РИА «Новости» (в сообщении ИА «АКИпресс» 6 июля 2007 года) он говорит: «…Конституционная реформа продолжается, все её процессы планомерно идут и находятся в рамках процедур, установленных самой Конституцией республики… Надеюсь, что Конституционный суд с должным вниманием рассмотрит внесенный ЖК законопроект, будет придерживаться вышеназванного срока (не позднее шести месяцев со дня поступления его в парламент – ст. 98 действующей Конституции – К.И.) для внесения заключения… Полагаю, что уже в конце августа – начале сентября нынешнего года ЖК может начать рассмотрение законопроекта. В случае принятия законопроекта, думаю, это станет новым шагом в конституционном развитии республики. Будет поставлена точка над «i» в этом вопросе и граждане, уставшие от бесконечных политических баталий, вновь начнут заниматься своими будними делами…» Вот так, как говорится – «поп свое, а чёрт свое».
Словно бы ниоткуда и без причины возникли «бесконечные политические баталии», о которых говорит президент! Не благодаря ли противоречивым заявлениям и сомнительным поступкам самих властей в отношении конституционного процесса, в первую очередь?
Приведенное выше заявление Бакиева можно расценивать как очередную его политическую игру, которой будут довольны прежде всего угодливые сторонники президента, заинтересованные сохранить любым путем действующую декабрьскую редакцию Конституции и не считающиеся с уроками «мартовской революции» и последующих «политических баталий» в Кыргызстане.
Напомню, что в соответствии со статьей 98 действующей Конституции ЖК может лишь принять или отвергнуть внесенные изменения и дополнения к Конституции, но не изменять или дополнять их со своей стороны. Если следовать президентскому замыслу (т.е. после заключения КС рассмотрение в ЖК законопроекта об изменениях и дополнениях в действующую декабрьскую редакцию Конституции, подготовленных президентской комиссией во главе с Атамбаевым), то мы наверняка получим новую редакцию Конституции, не учитывающую возражения и предложения широких политических сил страны.
Нынешний состав парламента проголосует большинством так, как захочет президент и его администрация – свидетелями аналогичных ситуаций мы были при принятии ноябрьской и декабрьской (2006 г.) редакций Конституции, а также многих других законопроектов. По сути послушное большинство в ЖК (при хорошо организованной поддержке региональных «патриотов» во главе с Торага) либо примет какие-то поправки президентской комиссии, либо отвергнет их, сохранив для президента Бакиева действующую «ханскую» Конституцию, принятую ЖК 30 декабря 2006 г. с нарушениями правовых норм. Второй вариант даже «привлекательнее»: президента явно устраивает действующая Конституция, за принятие которой он так спешно и упорно боролся. А там недалеко до хорошо организованных властями «всенародных» референдумов, которые закрепят в Кыргызстане второе «безвременье».
Это уродливо извращенная ситуация, когда важнейший для судьбы страны вопрос – конституционная реформа – используется для задач удержания и укрепления личной власти. Стоит нам перейти к традиции обладания каждым новым «ханом» новой собственной конституцией (живущей лишь вместе со своим «заказчиком»), как на надеждах построить правовое демократическое государство можно будет ставить крест. Целые поколения кыргызстанцев будут приучены ни во что не ставить Основной закон, рассматривая его как временный фиговый листок, обеспечивающий легитимизацию очередного князька в глазах мирового сообщества.
Если мы считаем, что Конституция предназначена для страны и её народа, а не только для президента и его окружения, то почему бы не выбрать сбалансированный вариант, который признают и поддержат широкие общественно-политические силы? Для принятия новой Конституции или по-настоящему обновленной редакции действующей Конституции (если это позволит облегчить и ускорить процедуры согласования), можно было бы взять за основу проект Конституционного совещания 2005 г., который прошел обсуждение и согласование в широком кругу заинтересованных сторон, а также международную экспертизу. Если же есть целесообразность вносить именно изменения и дополнения, то их лучше было бы внести в «оригинал» Конституции от 5 мая 1993 года.
Нужны эффективные и взвешенные решения по конституционной реформе, которые не «выбрасывают» оппозицию и иных политических сил из процесса. Слишком много за два года было изменений в позиции и декларациях президента Бакиева, в том числе и о конституционной реформе. Необдуманные публичные заявления и обещания, не находящие своего воплощения в реальности, вызывают недоверие и к высшему государственному чиновнику, и к человеку.
Если говорить о необдуманных заявлениях президента Бакиева, которые вызывают у одной части граждан страны удивление и недоумение, у другой – смех или улыбку, а третья часть испытывает чувство стыда за президента страны, то, нелишне вспомнить еще один пример, который превзошел все наши привычные ожидания.
Совсем недавно президент Бакиев с гордостью сообщал участникам «партхозактива» в г.Ош, как президент Казахстана Нурсултан Назарбаев задал ему вопрос, который звучит примерно так (я сам слушал по радио трансляции): «Курманбек, ты так (сильно хорошо!) работаешь, не пойму, почему в Кыргызстане тобой не довольны?» В самом деле почему? Почему у нас граждане повсюду отзываются о президенте, мягко говоря, весьма нелестно? Но получается Бакиеву ни к чему мнение людей, избравших его президентом страны, когда президент соседней страны так высоко оценивает (по пониманию Бакиева) его деятельность.
Мне представляется, чтобы правильно понять эту оценку и заданный вопрос, по меньшей мере, надо, во-первых, иметь соответствующий уровень понимания и, во-вторых, хотя бы немного знать человека, давшего оценку и задавшего вопрос.
Работая в советский период более 20 лет в б. Госплане СССР, я занимался также вопросами социально-экономического развития Казахстана и в 80-х годах в течение почти 5-и лет, будучи руководителем подразделения Госплана СССР по Казахской ССР и союзным республикам Средней Азии, общался по работе с б. председателем правительства Казахской ССР Нурсултаном Назарбаевым. Мне приходилось встречаться с ним и знать его в различных ситуациях. Поэтому его оценку деятельности кыргызского президента я расцениваю как «восточную шутку» Нурсултана Абишевича, а вот президенту Кыргызстана Бакиеву следовало бы серьезно подумать: на чём основана такая оценка и над заданным вопросом.
Однако вернемся к вопросу о конституционной реформе в нашей стране. Возникает вполне закономерный вопрос: а как же другие органы власти страны, причастные к «злополучной» конституционной реформе?
Выше я уже сказал о послушном большинстве в парламенте, похоже, готовом выполнить любые указания из Белого Дома и в очередной раз проголосовать «одобрям-c», и этой политике последние два года представители народа верно следуют.
Глава правительства Атамбаев, назначаясь на должность премьер-министра, энергично требовал от президента и ЖК немедленного проведения конституционной реформы на основе ноябрьской (2006 г.) редакции Конституции. При этом он заверял, что в любой момент уйдет добровольно в отставку, чтобы потом вернуться с чувством исполненного долга. Как мы узнали в СМИ, он недавно, как-то не расшифровывая суть, обронил, что он за завершение конституционной реформы. Уже трудно разобраться, каких он достиг договоренностей с президентом и насколько его положение схоже с положением бывшего премьера Кулова. Вынужден ли нынешний премьер-министр так же, как и Кулов, теперь делать ставку на популизм, обрекая себя на невыполнение своих обещаний? Мы также помним недавнее заявление Атамбаева, что его уже не смогут силой заставить уйти с должности премьера. Мы видим вмешательство со стороны президента в функции правительства и давление на него. И в итоге мы уже услышали, как премьер заявил о неспособности нынешнего правительства выполнять свои функции…
Что касается Конституционного суда, который должен дать свое заключение на конституционный законопроект, то еще с акаевских времен традиционно сложилось, что главе государства он не преподносит «законных» сюрпризов. Сегодня никто не помнит, чтобы КС, как высший орган правопорядка, за все эти годы занимал принципиальную позицию в защиту Конституции при попытках её изменения или нарушения со стороны властей.
После двухлетних «политических баталий» по конституционной реформе, желание президента «протащить» через КС и ЖК законопроект о внесении изменений и дополнений в действующую декабрьскую (2006 г.) редакцию Конституции без обсуждения его с участием всех общественно-политических сил грозит натолкнуться на жесткий протест с их стороны. Слишком затянувшиеся нечестные политические игры со стороны властей по принципу «разделяй и властвуй» снова приведут к мощным акциям граждан против такой политики. При этом если учесть, что в текущем году почти ежемесячный и значительный рост цен на продукты питания, особенно на хлеб, а также негативные результаты в других сферах «деятельности» властей, безусловно повлияли на резкое ухудшение жизненного уровня и изменение психологического настроя основной массы населения. У людей уже сложилось твердое убеждение в том, что нынешние власти не желают и не способны сделать что-либо реальное для улучшения жизненных условий народа.
Наверное, я не открою большую тайну, если скажу, что за последний год, особенно после ноябрьских (2006 г.) митингов, в народе очень усилилось мнение о несостоятельности Курманбека Бакиева как президента хоть маленькой и бедной, но пока суверенной страны, имя которой – Кыргызстан. Уже повсеместно говорят, что Бакиев «наступает на те же акаевские грабли». Терпение людей не беспредельно, этому учит не просто История, а новейшая история Кыргызстана самых последних лет. Но последствия для нынешнего президента могут быть гораздо серьезнее, чем для «беглеца» Акаева. И впоследствии президенту не стоит говорить, что его не предупреждали и он не знал об истинном положении дел. Не знает лишь тот, кто не желает знать.
Касым ИСАЕВ
газета «Лица», N 24 (133), 6 сентября 2007 г.
Comments