top of page

ПОЗВОЛЬТЕ УСОМНИТЬСЯ...


На днях я подъехал в Таш–Дюбинский (Воронцовский) участок энергосбыта Аламединской РЭС, чтобы встретиться с контролером и спросить у него, почему долго не приносит счет за электроэнергию. Прошел почти месяц, как он снял показания счетчика. Не застав его, попросил передать мою просьбу.


На следующее утро в калитку постучали. Подъехали три контролера со старшим. В ходе обсуждения причины задержки гости пожаловались на трудности сбора оплаты. Они заинтересованы в большем сборе денег: от этого зависит размер их зарплаты. “Вы, пенсионеры, — говорили контролеры, — всегда платите в срок. Но ваши деньги погоду не делают. На нашем участке проживают в особняках бывшие и нынешние высокопоставленные персоны, которые совсем не платят за электроэнергию. Ведь они настоящие воры, раз не платят. Как только мы пытаемся предпринять какие–то меры, например, отключить электроэнергию, сразу же начинаются телефонные звонки сверху о восстановлении подключения и списании задолженности”.


Контролеры не могли дольше рассказывать. Им нужно было ходить по дворам, выбивать оплату. А я подумал, почему бы не придать широкой огласке, не вынести на суд широкой общественности имена высокопоставленных персон, которые не считают для себя должным платить в срок. Ведь миллиарды сомов, недополученных за электроэнергию, говорят о беспрецедентных масштабах воровства. Зачастую этим занимаются именно состоятельные и влиятельные лица.


Трудно понять, почему люди, которые раньше обвинялись в неблаговидных делах, сегодня в верхних эшелонах руководства. Например, недавно назначенный губернатор Чуйской области Тургунбек Кулмурзаев. Если мне память не изменяет, в середине 90–х годов XX века на заседании Совета безопасности КР под председательством А.Акаева обсуждался вопрос о разворовывании в особо крупных размерах денежных средств рядом депутатов Жогорку Кенеша. Среди них назывался и Т.Кулмурзаев. Помню, тогдашний генеральный прокурор Шаршеналиев направил в Жогорку Кенеш запрос о лишении депутатов, чьи фамилии фигурировали в решении Совбеза, депутатской неприкосновенности для привлечения к ответственности. Дальше я не знаю, как сложилась судьба этого вопроса. Сейчас новые власти заверяют, что все граждане равны и имеют право говорить правду о ком угодно и о чем угодно, тем более по таким вопросам.


Судя по всему, никто не помнит, были ли материалы Совета безопасности (!) расследованы до конца и были ли приняты по ним соответствующие решения. Если человека обвинили необоснованно, почему он сам не добивался наказания виновных, никто не опроверг обвинения и не извинился перед ним?


Помнится, вскоре после запроса Генпрокуратуры в Жогорку Кенеш заворовавшиеся депутаты стали получать назначения на высокие государственные должности. В то время на мои недоуменные вопросы информированные люди отвечали: “Ты ничего не понимаешь. На заседании Совбеза этим депутатам было сделано предупреждение: “Делиться надо!”. Те, кто намек поняли, стали получать важные государственные посты”. Так ли это было, про то, по всей вероятности, знает лишь Аллах.


Прошло почти полгода со дня мартовского переворота, который я бы не назвал народной революцией. Воспользовавшись недовольством масс акаевским режимом, отсутствием достойных лидеров и организаторов революции, внезапно рухнувшую акаевскую власть подхватила обиженная часть номенклатуры, лишившаяся по разным причинам высоких должностей. Кажется, только К.Бакиев сам подал в отставку с должности премьер–министра в связи с аксыйскими событиями.


В мае сего года в интервью газете “Агым” Т.Шайлиева заявила, что в нынешней власти все являются приспешниками Акаева. Наверное, Токон Асановна хорошо знает, о ком и что говорит. Мне тоже хотелось бы рассказать о том, как несколько лет назад решением ее проблем, ее бизнеса занимались два премьер–министра — А.Жумагулов и Ж.Ибраимов при содействии и по подсказке президента Акаева. Но это я сделаю в другой раз в специальной статье. Думается, читателям интересно будет узнать, как бывшие руководители страны незаконно решали хозяйственно–торговые вопросы своих приближенных.


Не секрет, что наш новый президент и большинство из нынешних высоких руководителей занимали при режиме Акаева высокие государственные должности. Мы знаем также, что Акаев назначал на такие посты не за деловые и профессиональные качества, а за преданность, услужливость и еще за услуги, о которых стыдно даже писать. Если я не прав, то откуда за 15 лет в Кыргызстане появилась целая орава некомпетентных и коррумпированных руководящих людей?


С первых дней после мартовских событий ответственность за все беды Кыргызстана за годы независимости возложили на беглого президента. И это считается вроде бы справедливым.


Нынешние руководители страны из старой акаевской номенклатуры! Если вы, как постоянно твердите, являетесь выразителями и защитниками интересов и нужд народа, то вам придется ответить народу, почему помогали и способствовали Акаеву разваливать страну по всем направлениям. Вы должны знать, что сейчас у народа сильно поубавилось энтузиазма и обозначилось сильное разочарование в новой власти за прошедшие пять месяцев. В работе новой власти ничего не изменилось, вплоть до многочисленных обещаний а ля Акаев. Правда, много крепких нравоучительных слов прозвучали в докладе президента на республиканском совещании, куда согнали много чиновников всех уровней. Однако по телевидению сообщалось о том, что на местах мало кто приходит на собрания, проводимые с целью внедрения в практику указаний президента.


Президент объявил, что одной из основных задач, наряду с борьбой с коррупцией, является развитие реального сектора. В одно время, когда у нас не было ведомства, занимающегося экономикой, мои знакомые из стран СНГ — руководители ведомств — спрашивали у меня: “У вас в Кыргызстане нет министерства экономики, потому что нет вообще экономики?”. Сейчас можно твердо сказать, что в стране покончено с производящей экономикой. Среди новых руководителей есть люди, которые участвовали вместе с Акаевым в развале нашей экономики. Каков был стиль работы прежних правительств, я познал за пять лет работы в его аппарате. Зачастую подписывали непроработанные решения, потом не знали, как их выполнять.


В связи с этим новому премьер–министру при формировании состава правительства и его аппарата придется устанавливать жесткий порядок их взаимодействия и строго соблюдать дисциплину исполнения. Думаю, что премьер–министр Феликс Шаршенбаевич Кулов справится с этой задачей. Ведь недавно он сказал, что если начнет наводить порядок, его не остановить. Но в 90–х годах, когда Кулов работал мэром Бишкека, я был дважды свидетелем того, как он принимал решения, не всегда интересуясь их законностью и их последствиями. Эти решения явно ущемляли права простых граждан, в том числе мои. И оба раза мне приходилось тратить много сил и энергии в поиске правды и законности. К сожалению, безуспешно.


Соображения, изложенные в данной статье, не только мои личные. Я их обсуждал в разное время с разными людьми — с известными государственными и общественными деятелями, политиками, они подтверждают высказанное здесь мнение. Меня одолевают сомнения по многочисленным словесным обещаниям представителей новой власти. Недавно высказанное президентом обещание за два–три года улучшить жизнь людей полностью совпало с обещанием Акаева в 1993 году.


Моральное состояние народа в настоящее время неустойчивое. Доверием народа надо дорожить, пока оно есть. Самое главное — тщательный и скрупулезный подбор и расстановка на руководящие государственные должности людей по деловым и профессиональным качествам, по порядочности, честности, ответственности, добросовестности и обязательности, чего абсолютно не хватало у бывшего президента, ряда премьер–министров и спикеров, многих министров, очень многих депутатов и госчиновников.


В доказательство, если возможно, в продолжение к этой статье могу рассказать о вопиющих фактах из 15–летней жизни нашей страны. Это и многое другое нужно, чтобы через пять–десять лет страна опять не оказалась у разбитого корыта, и народу вновь не пришлось искать “кто виноват?” и “что делать?”.


Касым ИСАЕВ


Недавние посты

Смотреть все

Предупреждение от Касыма Исаева

Дастан Сарыгулов внес вклад, что "Кумтор" работает не на интересы Кыргызстана У истоков того, что "Кумтор" работает не на интересы...

Comments


Commenting has been turned off.
bottom of page