Предисловие к сборнику документальных рассказов, статей и интервью Касыма Исаева «Записки неравнодушного гражданина»
Я был очень рад, когда мой отец, Касым Исаев, решил изложить на бумаге, а главное — представить на суд широкой общественности некоторые из своих воспоминаний и размышлений. Когда в 2006 году вышла книга «Восток — дело тонкое...», я испытал и гордость, и тревогу, и новый глубокий интерес. Конечно, сыновья не могут быть объективны по отношению к родителям. Впрочем, как и родители по отношению к детям. Это естественно. Пусть объективные оценки дают другие, если чьи-либо оценки вообще можно считать объективными.
Я не профессиональный критик, чтобы судить о литературных достоинствах и недостатках отцовских текстов (да и понятно, что их автор вовсе не пытался сделать ими посильный вклад в национальную литературу). Но я не могу не сказать пары слов по поводу самого факта, что кыргызский пенсионер Касым Исаев пишет книги и статьи, сотрудничает со СМИ и участвует в общественных мероприятиях, разменяв восьмой десяток лет.
Наверное, не нужно объяснять, почему я испытал тревогу, когда был опубликован «Восток...». Написанное отцом нелицеприятно, причем для вполне конкретных людей, большинство из которых влиятельны и власть имущи. Касым Исаев традиционно высказывается прямо и искренне, даже не пытаясь брать на вооружение приемы Эзопа или Салтыкова-Щедрина. Дело даже не в том, что я мог опасаться за личную безопасность отца, а в том, что прямота и искренность в принципе делают человека уязвимым — для ответной критики, пересудов, осуждения и клеветы.
Но именно в этом — мой отец. Он таков в работе и в общении. Как он работал, я помню еще с детства: в конторе Госплана СССР с раннего утра до позднего вечера, да еще и по выходным, полный документов кейс... Тогда работали полноценно и на износ. Имея дело с конкретными экономическими задачами конкретных регионов, работая с цифрами и производственными планами, вряд ли можно было обходиться демагогией, краснобайством и абстракциями. В конце концов, когда верстается финансово-экономический план, невозможно быть уклончивым: либо в него что-то входит, либо из него что-то исключается. Либо да, либо нет. С такой работой могли справляться лишь дельные специалисты, прямые и искренние люди.
Поэтому мне понятно возмущение отца, когда подобным делом занимаются люди иного склада. Неспособность или нежелание работать профессионально и с самоотдачей — это не их личная проблема, а беда целой страны, у власти в которой много невнятных персон.
Гнев и возмущение Касыма Исаева, ярко и недвусмысленно выражающиеся и в том, что он пишет, могут казаться наивными и чрезмерно эмоциональными. Люди отравлены цинизмом, безверием, приспособленчеством, апатией... Может быть, таких уже большинство. Но это не делает их правыми. Мне кажется, наша жизнь не превратилась в абсолютный ад лишь благодаря тем, кто надеется на лучшее, а, надеясь, пытается бороться за это лучшее так, как умеет, так, как ему позволяют обстоятельства.
Да, сыновья не могут быть объективными. Но я все-таки скажу, что уважения и поддержки заслуживает тот, кто, несмотря на недуги и возраст, стремится что-то сказать, что-то сделать, пробудить хотя бы немногих, а не тот, кто занимает позицию отстраненного мудреца, мудрость которого заключается лишь в том, чтобы многозначительно помалкивать или вещать о том, что всё есть суета сует и ничего не изменить.
С самого детства я перенимал от отца то, что потом реально помогало мне в жизни — особенно тогда, когда большая страна потеряла стабильность и целостность. Сейчас, полагая себя вполне сформировавшимся взрослым человеком, вдруг убеждаюсь, что отец продолжает давать пример достойного образа жизни — активного, деятельного и осмысленного, несмотря на состояние здоровья, превосходящие силы оппонентов и растущее в обществе равнодушие.
За одно лишь неравнодушие я готов поддерживать отца во всех его начинаниях и продолжениях. Спорьте с ним, соглашайтесь с ним, дополняйте его, переубеждайте его, вдохновляйтесь или злитесь... Пока есть те, кто неравнодушен, как и он, всё это имеет смысл. Значит, можно и нужно еще чего-то добиваться и стремиться к новому, даже если отмечаешь 70-летний юбилей...
Так что ждите от Касыма Исаева новых текстов - эмоциональных, прямолинейных, острых. И, наверное, не только на злобу дня. У него за плечами десятилетия напряженной работы и интересного общения. Ему довелось иметь дело с достойными людьми, разносторонними личностями. Ему есть о чем рассказать. Я думаю, лучшая книга отца еще впереди.
Бейшен ИСАЕВ, 1 июля 2008 г.